Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 Олег Рябов. Отзывы о творчестве
Главная / Олег Рябов. Отзывы о творчестве / Елена Крюкова. Чудо ледохода - чудо жизни
Предыдущая работа: "Новая газета " о книге "КОГИз"
Следующая работа: Ярослав Кауров. О Рябове

Елена Крюкова. Чудо ледохода - чудо жизни


ЧУДО ЛЕДОХОДА - ЧУДО ЖИЗНИ

В лице Олега Рябова современная русская литература обрела художника, для которого в его работе становятся самыми важными не изощренная словесная техника, не стилистика, не композиция, не всевозможные экзотические тропы, а вещи абсолютно архетипические - человечность, сердечность, любовь. При всем том, что Рябов - несомненный мастер сюжета, интриги, точного (и даже точнейшего) наблюдения, мастер точно запечатленного состояния и настроения, главное для него - человек и его душа. Материя немодная, душу из текстов постмодернистской эпохи принято искусно вынимать, да и само словечко "текст" все чаще заменяет слова "рассказ, повесть, роман", - но зато беспроигрышная, ибо работает на вечность. Олег Рябов, что тоже немодно в романный век, мастер русского рассказа. Это дает ему право свободно, великолепно распоряжаться простыми вещами, превращающимися под его пером в вечные символы-знаки. Его новая книга рассказов "Девочка в саду" начинается с рассказа "Лед". Отец и сын на Волге; оба ловят стерлядку, и оба находятся на реке в опасное время, когда ледоход еще не закончился. Мальчик забирается на громадную льдину, перегородившую путь рыбакам, идущим бечевой, как бурлаки. И начинает скользить, соскальзывать в черную реку. Отец спасает его. Для огромной и прекрасной жизни отец спасает сына - рядом с торосом, рядом с черной бурливой рекой... Это начало книги симптоматично и символично: здесь явлена борьба холода природы и горячего сердца, азарта рыбалки и эпоса ледохода. Показано слишком тесное стояние рядом, противостояние жизни и смерти. И вся книга - такое сплошное горячее и прекрасное противостояние смерти, мегаобраз жизни, многоликой и многоплановой, и, любя ее, писатель запечатлевает ее - в сиюминутных набросках и в тщательно прописанных словесных полотнах. "О жизни, о жизни - и только о ней / Поёт до упаду поэт..." - написала когда-то Юнна Мориц. Память опытного мастера, как лодка наловленной рыбой, и это понятно, полна жизненными впечатлениями. Рябов умеет написать событие, положение или явление во всех подробностях, будто рассматривая его под лупой, под микроскопом ("Карат, сын Каяра", рассказ о двух охотничьих собаках-лайках), а может "разбросать" его в пространстве-времени ("Девочка в саду"). Вообще автор виртуозно умеет работать с темой времени. Время - один из главных мотивов книги: время наш главный враг - оно приближает нас к уходу с земли, и наш великий друг, потому что только оно проверяет на прочность истинность, правду того, что мы на земле сделали. Того, что мы успели сделать в жизни. Рябов - певец жизни. Такого жизнелюбивого автора только поискать в нынешней литературе. Он, словами Андрея Вознесенского, вполне мог бы сказать в лицо жизни: "Я - вечный твой поэт и вечный твой любовник, / И больше - ничего...". И он же - певец той жизни, что навеки от нас ушла: истории, древности, ее чудом сохранившихся примет. Из тьмы времен в прозе Рябова восстают перед нами старые книги и старые картины, мерцают старым золотом знакомые имена - Лермонтов ("Первый выстрел") и Анна Керн ("Лалла Рук"), Владимир Иванович Даль ("Лавочка Даля") и Климент Ефремович Ворошилов ("Агдам"). Рябов словно бы просматривает ушедшее время насквозь, как чистую байкальскую воду, и видит на дне все цветные камни, в толще воды - медленно проплывающих рыб. История незаметно становится природой, а природа - историей, а человек участвует в жизнях их обеих. И, любя и зная историю, он более всего любит ее строителя - человека, любит и внимательно
слушает его рассказы о пережитом; Рябов не только пишет то, что пережил сам, но и любовно, когда лаконично, а когда подробно, воссоздает то, что прожили, пережили его герои. И, на протяжении их живых, записанных им их рассказов, он так же незаметно и тонко, как один он умеет это делать, отождествляет себя с ними. Это превосходная литературная техника, но читатель ее не замечает (и это правильно). Она проявляется, просвечивает в рассказах "Первый выстрел", "Дилижанс", "Былье", "Щука". Без выражения авторского "я" в литературе делать нечего, из без момента перевоплощения - тоже. Обоими началами Олег Рябов владеет мастерски. Рассказы в книге "Девочка в саду" контрастно перемежаются, играя и вспыхивая то горем, то радостью, то непритязательной интонацией, то болью о минувшем, то любованием найденным сокровищем, - и вот перед нами своеобразная широкоформатная мозаика, смальта, из глубины которой, если отойти подальше, всплывают фигуры людей, как на равеннской мозаике или на фреске русского храма: и эти фигуры - люди, современники автора, среди которых идет он сам, и может даже в этой толпе затеряться, но потом мы опять видим его, Олега Рябова, вот он выходит из тени, из-за поворота, и вот он уже садится за стол со своим давним другом: "Посидели с Васей на кухне, выпили по рюмке самогонки, поели картошки с лисичками жареными, поговорили о пасеке, об огороде, об утках..." ("Душу купил"). Автор здесь един со своим народом, и это, пожалуй, самое ценное, что дышит внутри, изнутри этой книги. Эта проза - единое с народом дыхание, портрет его духа, не только сердца и души. И опять мы мыслью возвращаемся к рассказу "Лед", которым и началась эта книга, такая скромная по объему, но такая большая, как жизнь. "Вот эти два-три-четыре дня, пока в сумасшедшем звоне и веселье прут по реке голубые, желтые, розовые горы льда, и есть самое уловистое время для местных деревенских рыбаков, живущих на берегу". Олег Рябов и сам как этот волжский рыбак: он ловил и уловил, счастливо поймал, ему все-таки удалось вытянуть свою рыбу. Ему удалось увидеть и услышать чудо ледохода, его шорохи и звоны. Удалось запечатлеть неиссякаемое чудо жизни. ...И нам, счастливым, вместе с ним.

Елена Крюкова

(1090 Прочитано)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar